Попробуйте новую версию сайта, мы сделали его намного удобнее и лучше. Перейти на новый сайт
English version
Техническая поддержка: 8-800-555-90-25
8:00-18:00 МСК
Онлайн-издания-для-профессионалов Помощник бухгалтера Архив решений арбитражных судов Полезная информация - юристу

Курсы валют

22.09.2019

EUR70.00000.0000
USD63.00000.0000

Студенту и преподавателю


Загляни в Кодекс

Май

2012
  • «Судопроизводству» — 10 ЛЕТ!
  • От редактора
  • Новости законодательства
  • События: Доступ к информации: плюсы и минусы
  • MOSBUILD 2012 — лучшее для строителей
  • Обучение: Программный комплекс 6.2012
  • От создателей: Новый проект от Консорциума «Кодекс»!
  • Анонс: Новая система — «Судебная практика судов общей юрисдикции»

В 2012 году Консорциум «Кодекс» отмечает десятилетие с момента создания системы автоматизации документооборота арбитражных судов РФ — АИС «Судопроизводство». В настоящее время продукт успешно эксплуатируется 59 арбитражными судами Российской Федерации и первым в России Постоянным судебным присутствием Арбитражного суда Пермского края. Об истории создания и развитии системы «Судопроизводство» рассказывает заместитель генерального директора ЗАО «Кодекс» А. Кутин.

Александр Викторович, расскажите, пожалуйста, какова история создания системы «Судопроизводство»?

В 2001 году в ходе работы с судами, находящимися на территории Санкт-Петербурга, Консорциум «Кодекс» достиг соглашения с Федеральным арбитражным судом Северо-Западного округа о создании специализированной системы документооборота, ставшей впоследствии прототипом автоматизированной информационной системы (АИС) «Судопроизводство» для арбитражных судов. Внедрение системы в суде началось в январе 2002 года, поэтому ежегодно в этом месяце мы фактически отмечаем очередную годовщину создания АИС «Судопроизводство».

Одновременно с внедрением АИС «Судопроизводство» в Санкт-Петербурге проводилась активная работа по продвижению проекта в другие субъекты РФ. После ряда презентаций и демонстрации функционала и предоставляемых возможностей системы руководству и сотрудникам ряда судов в сентябре 2002 года был подписан коммерческий договор с АС Самарской области.

В Самаре работа по внедрению АИС проводилась поэтапно. По итогам работы на каждом этапе плана разработки и внедрения АИС несколько наших сотрудников выезжали на объект автоматизации в Самару. Мы демонстрировали разработанные подсистемы сотрудникам суда, обсуждали их предложения и замечания. Время на устранение этих замечаний и подготовку нового решения иногда составляло около 1–1,5 часов. Очень часто для реализации того или иного решения мы просто работали всю ночь в гостинице. На основании этой работы был разработан основной функционал системы «Судопроизводство» для арбитражных судов первой инстанции. При этом параллельно продолжалась работа по совершенствованию функционала АИС для ФАС Северо-Западного округа. В конце 2002 года мы адаптировали систему для Арбитражного суда Самарской области.

Сегодня система эксплуатируется во многих судах по всей территории России. Когда было принято решение о продвижении проекта?

Решение о разработке системы одновременно является и решением о продвижении ее на рынке. В конце 2002 года «Кодекс» предпринял затратный, но в то же время оправданный шаг: сотрудники начали сами выезжать в регионы и предлагать разработанную систему к установке в арбитражные суды кассационной и первой инстанций. На тот момент мы уже примерно представляли себе географию и структуру судов, основные цели и задачи, которые они решают. Первое, что мы сделали перед новым 2003 годом, — это посетили арбитражные суды республик и иных субъектов РФ. Первой в графике поездок стала Республика Карелия — здесь мы заключили третий контракт. Затем мы отправились в Нижний Новгород (ФАС Волго-Вятского округа) и Йошкар-Олу (Республика Марий Эл). После этой поездки решение о внедрении системы приняли еще два суда: Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа и Арбитражный суд Чувашской Республики.

Еще одно важное событие, которое сыграло ключевую роль в развитии системы «Судопроизводство», произошло в 2003 году, когда Высший Арбитражный Суд (ВАС) решил создать Единую систему электронного делопроизводства и документооборота для арбитражных судов. ВАС РФ в начале 2004 года объявил тендер на разработку Единой типовой системы. Хотя «Кодекс» принял участие в тендере, конкурс проиграл. После тендера в арбитражные суды из ВАС РФ было направлено письмо, запрещающее использование в арбитражных судах нашей системы.

Однако мы продолжали развивать информирование о возможностях нашего продукта, и поэтому в 2005 году Консорциум принял решение провести Второй семинар пользователей АИС «Судопроизводство», в котором участвовали представители 25 судов. Мероприятие получило настолько широкий резонанс среди арбитражных судов, что еще некоторые из них решили внедрить нашу систему, включая АС Архангельской, Вологодской, Ярославской областей. Только после этого ВАС РФ изменил свое мнение и в конце 2005 года дал судам право выбора из двух существующих на рынке автоматизированных систем судопроизводства.

В настоящее время системы максимально отвечают потребностям заказчиков. Как вам это удается?

Самое главное в работе с заказчиком, на мой взгляд, — умение слышать, а не умение слушать. И если ты слышишь пользователя создаваемой системы, ты обязан оперативно отреагировать на его пожелания, суметь найти оптимальное и наиболее выигрышное решение. Что мы и делаем. Если ты создаешь систему под конкретного пользователя, она всегда будет внедрена. Если ты делаешь систему под требования ТЗ — внедрение нельзя гарантировать.

Нужно учитывать, что заказчик не всегда четко знает, чего он хочет. Он воспринимает систему на уровне общих, неформализованных задач и функций. Как мне вначале говорили о системе «Судопроизводство»: «Хочу печатать адреса на конвертах, устали писать руками». Но как эти задачи и функции должны быть реализованы, мы узнаем вместе (разработчик и пользователь).

Для того чтобы понять заказчика, нужен диалог. Если ты сумел услышать, сумей интерпретировать услышанное так, чтобы предложенное тобой решение соответствовало тому, что хочется заказчику. При этом постоянно следует понимать, что заказчиком является не организация, а конкретный пользователь, который непосредственно работает с твоей системой. Если именно он и его потребности стоят во главе угла разработки, успех гарантирован.

Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития направления?

Самые радужные. Сегодня мы не замыкаемся только на проектах для арбитражных судов и законодательных органов власти. Скорее всего, рано или поздно арбитражная судебная система придет к единой автоматизированной системе судебного делопроизводства и документооборота. Об этом стоит задумываться уже сейчас и готовить почву для перехода существующих систем в глобальные проекты. Существенно меняется и законотворческая деятельность.

Уверен, сейчас самое удачное время для нашей активизации по данному направлению. Те решения, которые мы наработали в системе «Судопроизводство», сегодня могут применяться и в системах автоматизации законотворческой деятельности выборных органов власти (АИС «Законопроект»). В частности, этот опыт мы будем учитывать при разработке новой версии системы «Законопроект» для Законодательного собрания Нижегородской области. Также существует много направлений, требующих интеграции усилий нескольких компаний-разработчиков. Я знаю, что время таких проектов уже настало. По крайней мере, такая практика работы нами используется в арбитражных судах. В прошлом году нами начаты работы по созданию систем автоматизации документооборота в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Москве, в этом году — в Центральном аппарате ФАС России.

Кроме того, есть новые сегменты рынка, которые по финансовым возможностям представляют интерес для нас. Наши наработки могут быть, в частности, полезны крупным корпорациям и компаниям с несколькими удаленными филиалами. На сегодняшний день удаленность и территориальная разобщенность организаций внутри компаний не играют существенной роли для автоматизации процедур делопроизводства и документооборота.

Какие мероприятия планируются к юбилею системы?

В рамках празднования десятилетия внедрения в арбитражных судах АИС «Судопроизводство» ФАС Северо-Западного округа и Консорциум «Кодекс» при поддержке Высшего Арбитражного Суда в июне 2012 года запланировали провести Научно-практическую конференцию на тему «Современный этап судебной реформы — электронное правосудие». Цели конференции: формирование новых знаний и обмен научным и практическим опытом ученых, судей, работников судов, специалистов в области информационных технологий, содействие и стимулирование научно-исследовательской и инновационной деятельности. Поэтому сотрудники Консорциума «Кодекс» уверены, что дело автоматизации арбитражных судов РФ, начатое десять лет назад, найдет дальнейшее развитие в совместной работе и реализации эффективных решений.

Дорогие читатели!

2012 год для Консорциума «Кодекс» оказался урожайным в плане юбилеев. Совсем недавно мы отметили акциями и конкурсами пятнадцатилетие системы «Помощник Бухгалтера», а уже на очереди еще один праздник — десятилетие продукта «Судопроизводство». В этом номере мы вспоминаем, как создавалась и апробировалась система автоматизации документооборота арбитражных судов Российской Федерации.

Продолжается знакомство пользователей с новой версией программного комплекса 6.2012. На очереди — работа с оглавлением, освоение папок пользователя и печать необходимых документов.

Обучение коснулось также и дистрибьюторов. Сотрудники «Кодекса» запустили новый проект — серию вебинаров, которые будут проходить ежемесячно. На вебинарах продукт-менеджеры расскажут об основных и наиболее значимых изменениях в системах Консорциума, новых сервисах и услугах. Надеемся, онлайн-обучение станет хорошей традицией.

Продолжается «сезон» выставок и конференций. Консорциум, как всегда, принимает активное участие во всех мероприятиях. Мы снова посетили MosBuild — крупнейшую в Европе ежегодную международную строительную и интерьерную выставку, а также выступили на научно-практической конференции «Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электронной среде».

Конечно, май заставляет нас немного расслабиться. Наверняка, многих из вас уже можно поздравить с первым загаром, первыми шашлыками на природе, а кого-то и с первым отпуском. Однако несмотря на все обилие праздников, нам приходится работать в удвоенном темпе, чтобы продукты Консорциума «Кодекс» оставались такими же качественными и удобными для пользователей, а вы, наши клиенты, могли заглянуть в систему даже во время отпуска.

Выпускающий редактор бюллетеня "Загляни в Кодекс" Ксения БОБОЛЕВА

Инвалидов сопроводят на авиарейсы

Госдума рассмотрела в первом чтении законопроект, расширяющий права инвалидов в самолетах и аэропортах, по которому, в частности, при аэровокзалах должны быть организованы специальные службы сопровождения инвалидов, а члены экипажа должны будут проходить спецобучение.

Документ вносит поправки в Воздушный кодекс (ВК) РФ. Так, законопроект устанавливает, что в аэропорту и на воздушном судне инвалиду бесплатно должны будут оказываться такие дополнительные услуги, как сопровождение при регистрации на рейс и оформлении багажа к воздушной перевозке, предоставление кресел-колясок для передвижения по территории аэропорта и на борту самолета, «а также иные услуги в соответствии с федеральными авиационными правилами».

При этом владельцы аэропортов и авиаперевозчики должны будут переоборудовать свои объекты под нужды людей с ограниченными физическими возможностями.

Документ также определяет круг лиц, которые признаются пассажирами из числа маломобильных групп населения, — это «лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, нуждающиеся в силу устойчивого или временного ограничения жизнедеятельности в использовании посторонней помощи, необходимых средств и приспособлений».

Зампред комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов М. Терентьев отмечал ранее, что изменения в ВК носят важнейший и принципиальный характер для модернизации всей транспортной инфраструктуры России в интересах инвалидов, особенно в преддверии Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.

В России будут строить экологические здания

Новый законопроект, подготовленный Минприроды, о повышении эффективности государственного экологического надзора при строительстве вынесен на общественное обсуждение.

По мнению руководителя программы по природоохранному законодательству Всемирного фонда дикой природы (WWF) России Е. Хмелёвой, законопроект принесет пользу, так как в нем устанавливается административная ответственность за невыполнение предписаний органов экологического надзора.

«Речь в законопроекте идет, прежде всего, о выделении государственного экологического надзора при строительстве из общего государственного строительного надзора. В принципе, это имеет довольно большое значение и может дать положительный эффект для соблюдения при строительстве природоохранных требований, рекомендаций государственной экологической экспертизы и госэкспертизы при условии, что экологический надзор будет осуществляться эффективно и не коррупционно», — прокомментировала ситуацию г-жа Хмелёва.

При этом она отметила, что новшества распространяются не на все объекты строительства, а на те, которые являются объектами государственной экологической экспертизы.

В Президентской библиотеке имени Б.Н. Ельцина прошла Международная научно7практическая конференция «Право на доступ к информации: возможности и ограничения в электрон7 ной среде», в которой представители Консорциума «Кодекс» приняли активное участие.

На пленарном заседании выступил заместитель Министра юстиции РФ В. Евтухов, подняв в своей вступительной речи проблему баланса между доступностью информации и защитой авторских прав.

На мероприятии выступил Й. Элькаим, руководитель юридической службы компании Google по регионам Южной и Восточной Европы, Среднего Востока и Азии. Г-н Элькаим поделился опытом компании Google по созданию цифровых библиотек и решению проблем доступа к информации: «Сегодня приходится дорого платить за получение разрешения от владельца авторского права на оцифровку его произведений. Но это помогает сохранить книги, ведь средняя продолжительность их жизни — 1–3 месяца (если не говорить о бестселлерах). Мы стараемся заключать контракты с авторами по всему миру».

Своим опытом обмена информацией в Сети поделилась и компания «Яндекс» в лице директора по правовым вопросам Е. Фадеевой: «Мы получаем огромное количество претензий по поводу нарушений авторского права, и, чтобы судом было принято адекватное решение, необходимо совершенствовать законодательство. Новые нормы должны быть, в первую очередь, технически реализуемы; также необходимо учитывать зарубежный опыт и баланс интересов сторон, чтобы никто не мог злоупотребить нормами».

После пленарного заседания обсуждения проводились в двух секциях.

М. Синицына, заместитель генерального директора ЗАО «Кодекс», в своем выступлении на примере работы Консорциума «Кодекс» продемонстрировала, с какими проблемами сейчас сталкиваются граждане и организации при попытке получить документ, изданный государственным органом, по запросу. «Специалисты компании постоянно направляют запросы в министерства и ведомства с просьбой предоставить тот или иной документ, и на деле видят, как реализуется Федеральный закон РФ от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ. Часто в получении информации отказывают, нарушая этот закон, иногда ссылаются даже на то, что содержание документа может быть неправильно истолковано гражданами». Выступление вызвало живой интерес аудитории, тем более что докладчиком были высказаны четкие предложения по преодолению этих проблем.

А. Серго, доцент Российской государственной академии интеллектуальной собственности, официальный представитель Консорциума «Кодекс» в Москве в судебных процессах по защите авторских прав на нормативную документацию, рассказал о проблемах защиты авторских прав на примере документов, включенных в системы «Техэксперт».

Информационная сеть «Техэксперт» представила свой стенд на крупнейшей в Европе ежегодной международной строительной и интерьерной выставке MosBuild 2012, которая прошла на единой площадке в ЦВК «Экспоцентр».

В выставке приняли участие более 2300 экспонентов из 42 стран мира, из них 1300 российских компаний, порядка 600 из которых представляют Москву и Московскую область, и более 700 компаний из регионов России. Общая площадь экспозиции составила 135000 кв. м и заняла все павильоны ЦВК «Экспоцентр», включая уличную площадь. Выставку посетили специалисты из 69 стран мира и 87 регионов России.

Организатором мероприятия выступила Группа компаний ITE, лидер российского рынка выставочных услуг. Впервые за 18 лет выставка прошла в двухнедельном формате: «Неделя дизайна и декора» и «Неделя архитектуры и строительства».

Участниками MosBuild 2012 стали крупнейшие производители и дистрибьюторы строительного и интерьерного рынков, среди которых такие иностранные компании, как Mapai, Knauf, Rockwool, BASF, Wienerberger Graham & Brown, Caparol, Senideco и другие. Среди российских компаний: «Спецстрой», «Альта-Профиль», «Торговая Площадь», Kerama Marazzi, «Росстайл», «Ампир Декор», «Скол», «Софья», «Волховец», «Италон» (Керамогранитный завод) и другие.

Презентация Информационной сети «Техэксперт» вызвала живой интерес участников выставки. Демонстрацию линейки систем «Техэксперт» и раздачу промокомплектов с материалами о продуктах проводили наши дистрибьюторы: ЗАО «Кодекс-МСК», ООО «МГК Информпроект», ООО «Кодекс ГРАД», ООО «ЦНТД Кодекс ЛЮКС», которые приняли активное участие в мероприятии.

А. Полякова, ведущий специалист по работе с внешними организациями Информационной сети «Техэксперт», поделилась своими впечатлениями о мероприятии: «Для нас MosBuild — это не только информационная площадка, но и имиджевое мероприятие. За 4 дня выставки стенд „Техэксперт“ посетили сотни специалистов из разных регионов России, со многими, как показали переговоры, есть возможность установить партнерские отношения. Кроме того, открытое общение помогает оценить интерес посетителей к продуктам „Техэксперт“, а также получить обратную связь, чтобы в дальнейшем совершенствовать наши системы. Как динамично развивающаяся компания мы планируем продолжить свое участие в MosBuild в следующем году!»

Мы продолжаем знакомить вас с нововведениями версии программного комплекса 6.2012. В новом ПК улучшился ряд сервисов для аналитической работы с документами.

Раньше оглавление можно было посмотреть только при переходе на соответствующий ярлык, что не всегда было удобно. Теперь открыть оглавление документа можно с помощью кнопки «Оглавление», расположенной на панели инструментов. Оглавление представлено в левой части документа в виде иерархической структуры с возможностью разворачивать и сворачивать отдельные разделы и главы.

При печати документов диалоговое окно «Предварительный просмотр» позволяет не только изменять настройки печати, но и увеличивать или уменьшать размер шрифта, а также сжимать таблицы и графику.

Документы и закладки на документы, постоянно необходимые в работе, можно хранить в папках пользователя.

Папки пользователя содержат: Главную папку, Документы на контроле, Общую папку (только для Интранет-версии).

С помощью Общей папки можно предоставить документы другим пользователям системы для общего доступа и совместной работы.


В новой версии возможен Экспорт и Импорт документов. Теперь пользователи смогут делиться друг с другом важными материалами.

Нововведений было сделано очень много, однако мы продолжаем совершенствовать программный комплекс для удобной и эффективной работы наших пользователей.

В апреле был запущен новый проект — вебинары для дистрибьюторов Консорциума «Кодекс», на которых продукт7менеджеры представят новинки систем «Кодекс» и «Тех7 эксперт». О том, как апробировался проект, рассказала менеджер по маркетингу и модератор вебинара Ольга Голубева.

Ни для кого не секрет, что специалисты Консорциума «Кодекс» постоянно развивают и обновляют системы, и дистрибьюторам порой сложно быть в курсе всех изменений и понять, насколько они важны.

Вебинары планируются как серия обучающих мероприятий для наших дистрибьюторов и будут проводиться ежемесячно, чтобы специалисты, прослушав информацию, могли сразу же увидеть, как она отражена в системах.

Сначала мы с помощью региональной рассылки анонсируем мероприятие, после чего собираем необходимое количество заявок от дистрибьюторов — до 50 штук. Однако это не значит, что в мероприятии участвуют только 50 человек. Дистрибьюторы могут использовать данный вебинар в качестве своего пятничного обучения, получив одну ссылку и развернув экран в учебном классе.

Перед мероприятием продукт-менеджеры готовят пакет материалов для вебинара, который участники легко могут скачать до обучения, во время или после него.

По содержанию мероприятие разбивается на три смысловых части: нововведения в системах «Кодекс», нововведения в продуктах «Техэксперт» и новые сервисы и услуги, которые касаются целой линейки продуктов.

После каждого блока выделяются 5–10 минут для ответов на вопросы. Пока докладчик рассказывает об изменениях в продукте, дистрибьюторы в режиме чата пишут свои вопросы.

Поскольку вопросов бывает достаточно много, то на часть из них продукт-менеджеры отвечают устно, а затем участникам вебинара высылается общее письмо, в котором прописаны все вопросы и ответы на них.

На апрельском вебинаре докладчики рассказали дистрибьюторам о таких изменениях и новинках систем, как сервис «Важные проекты» в системе «Помощник Бухгалтера», стандарты Республики Беларусь в продуктах «Техэксперт», изменение структуры продукта «Медицина и здравоохранение», строительные калькуляторы, новый платный сервис «Дополнительные консультационные услуги», онлайн-сервисы — новостные рассылки и онлайн-доступ к продуктам и т.д.

1 мая 2012 года в линейке продуктов «Кодекс» появится профессиональная юридическая система «Судебная практика судов общей юрисдикции», которая создана на основе новых информационных технологий с использованием электронных текстов документов, предоставленных судами общей юрисдикции.

Тематика споров различна: о защите прав потребителей или интеллектуальной собственности, трудовые, страховые, имущественные, жилищные, а также иные виды споров, рассматриваемые в судах общей юрисдикции.

На момент выпуска система содержит 26000 документов и включает в себя судебные акты Санкт-Петербургского городского суда и Московского городского суда. В дальнейшем система будет пополняться документами судов общей юрисдикции других регионов.

Система адресована юристам и адвокатам, взаимодействующим с физическими лицами, а также представителям государственной власти.

Пользователи этой системы получат ясное представление о том, как суды общей юрисдикции трактуют зачастую противоречивое российское законодательство, а полнота предоставляемой информации поможет принять верное решение.

Подробнее о системе «Судебная практика судов общей юрисдикции» мы расскажем в следующем номере бюллетеня «Загляни в Кодекс».